Эволюция гидравлических вилочных тележек и паллет в течение прошлого столетия сыграла огромную роль в развитии заводов и фабрик, складов и производств.
Первые складские помещения в России строили еще во времена Петра I, с момента активной торговли с Европой. Они были одноэтажными, высота потолков едва ли достигала 3-3,5 метров. Для перемещения грузов по складу использовались ручные тележки с примитивными приспособлениями, погрузка/разгрузка грузов осуществлялась вручную.
Первым родоначальником тележек была самая обыкновенная ручная двухколесная тележка с ручным способом погрузки груза, иногда колеса которой обивались железным ободом, затем на смену пришла четырехколесная сестра-тележка в эпоху развития железных дорог и смогла транспортировать уже более тяжелые грузы.
До 20-х годов прошлого века самой распространенной упаковкой было использование деревянных ящиков, коробок и бочек.
Первая полета представляла собой настил из досок поверх трех равноудаленных продольных балок, которые снизу крепились тремя обыкновенными досками. Такой поддон получил название «стрингерный» и может захватываться вилами с двух сторон. Через пять лет многие производители стали делать под балками второй дополнительный полноценный настил. Это способствовало более равномерному распределению нагрузки и повреждению груза во время произведенных погрузочно/разгрузочных работ.
Спустя некоторое время стали появляться паллеты блочной конструкции, в которых балки заменили на 9 блоков (по 3 с каждой стороны и один в центре), соединенных снизу досками. Такие паллеты отличались от «стрингерных» прочностью, легкостью и дешевизной. Захват вил стал возможен уже с четырех сторон.
Настоящий фурор произошел в 1906 году, когда на железнодорожной станции Алтуна (штат Пенсильвания), была впервые применена грузовая тележка, оснащенная электрическим приводом, питаемым от больших размеров батареи. Оператор должен был идти впереди тележки, потому что органы управления тележкой были так неудобно расположены. Не понятно, что, сумев автоматизировать передвижение тележки, никто не задумался в то время о возможности проделать тоже самое и с подъемом груза. Это конечно же обязательно произойдет, на несколько лет позже, а пока тележка так и осталась с ручной загрузкой. А это решение оказалось на столько удачным, что этот принцип работы быстро получил распространение во многих других отраслях промышленности.
Первый механизм, позволяющий перемещать грузы в горизонтальном и в вертикальном направлении был построен в 1909 году. По своей конструкции он напоминал помесь электрической грузовой тележки и небольшого крана, осуществляющего подъем за счет катушки с электроприводом. Использовался он на целлюлозном предприятии и предназначался для транспортировки тяжелых бумажных рулонов.
Благодаря появлению шарикового подшипника, на обычной четырехколесной тележке, силами одного человека, стало возможным перемещение груза массой до 2 тонн, против ранее возможных 700 кг.
Всего через пять лет после появления подшипника, впервые была опробована технология гидравлического подъема, но на тот момент она оставалась еще сильно недоработанной, плюс весьма дорогое и технически сложное производство не позволили ей найти широкое применение вплоть до 1932 года.
Использование ручного труда в погрузочно-разгрузочных работах, был крайне медленный и трудоемкий процесс, поэтому с появлением складской техники и паллет в аналогичной работе ускорило выполнение этих задач.
Уже в 1940 годах вилочные погрузчики становились востребованными, но не всегда доступными по цене и требовали обученных операторов для их управления. Поэтому, наибольшим спросом пользовались ручные гидравлические тележки и электрические тележки. Специально обученный персонал для их использования не требовался и по цене, казались, достаточно дешевыми.
История несложной конструкции берет свое начало еще в середине ХХ века. Инженеры финской компании «Rautatyo Oy» создали первую гидравлическую тележку (штаб-квартира компании находится в городе Ярвенпяа, город в Финляндии). Основатель семейной компании - Эверт Стигцелиус. Стоит заметить, что первоначально компания с 1942 года производила различные изделия из металлических труб, но постепенно философия фирмы изменилась на создание оборудования в более узкой сфере, а именно - для обслуживания складов.
В послевоенные годы, когда страны стали восстанавливать свою экономику, появился стабильный экспорт и импорт товаров, склады заработали на полную мощность. 1950 год – год начала выпуска ручных погрузчиков с вилочными захватами и гидравлических штабелеукладчиков. Позже фирму-производителя переименовали в «Rocla Oy», откуда и пошло народное название «рокла».
Рокла - это грузовое устройство, состоящее из платформы, 2 вил (стрел) и независимых колес. Это позволяет использовать роклу в помещениях с довольно-таки неровным полом. Отличаются гидравлические тележки по:
· грузоподъемности;
· наличию дополнительных устройств – весов;
· габаритам направляющих платформ (стандартные размеры оборудования составляют около 1150х540 мм).
Эта тележка зарекомендовала себя, как качественное устройство, предназначенное для перевозки и перемещения грузов. Используют роклу практически везде: в супермаркетах, в торговых центрах, на складах, промышленных предприятиях. Клиенты называют ее «универсальной техникой», которая помогает сэкономить не только время, но и бюджет предприятия.
Эти события ознаменовали прорыв на международный рынок.
Первые ручные гидравлические тележки в Россию и Великобританию с 1961 года стала поставлять финская компания «Rocla», которые получили имя, созвучное с названием фирмы – рокла. В дальнейшем слово обрусело и, независимо от производителя, все ручные складские тележки, оборудованные гидронасосом, стали называть «рохля». Они выпускаются в нескольких вариантах – стандартные и специализированные.
Поиск новых рынков сбыта осуществлялся с большим успехом. Строились заводы не только на территории Финляндии, но и за ее пределами. Стали выпускаться не только стандартные модели, но и усовершенствованные – роклы длинномерные, короткие, с широкими вилами, оснащенные дополнительными функциями. К 1992 году компанией было налажено партнерство с такими крупными и солидными корпорациями, как Mitsubishi и Caterpillar. По их заказу был начат выпуск ричтраков, которые экспортировались в Америке. Стали один за другим открываться филиалы на территории различных стран. И только в 2004 году был открыт филиал компании в России, придерживающийся тенденций, которые были определены исторически на протяжении 60 лет – высокое качество и внедрение новейших технологий.
Образ различных тележек воплощен во многих произведениях искусства: памятник Железнодорожной тележке можно увидеть в Екатеринбурге, памятник Водовозу – в Санкт-Петербурге, а в Белогорске – памятник Телеге переселенцев.
Подавляющее большинство складского оборудования импортируется из Китая, Японии, США, Кореи, стран Западной Европы. Осваивают ее производство и российские предприятия, доля продукции которых на отечественном рынке пока не превышает 3%.
Ближе к 2000 годам российский рынок заполонили гидравлические тележки азиатского происхождения. Привлекла более доступная цена, но как правило, низкая стоимость влечет за собой ущерб качества и эффективности оборудования. Это дешевые модели с ориентировочной долей на рынке – 20%.
Доля средних по качеству тележек составляет 70%, этот сегмент представлен производителями «Lema Engineering», «Otto-Kurtbach». К элитной группе относят модели брендов – «Jungheinrich», «Yale», «ВТ», «Rocla», «Pfaff Motion» (доля на складском рынке примерно 10%).
Образ различных тележек настолько прочно вошел в повседневную жизнь, что был воплощен во многих произведениях искусства: памятник Железнодорожной тележке можно увидеть в Екатеринбурге, памятник Водовозу – в Санкт-Петербурге, а в Белогорске – памятник Телеге переселенцев.
На сайте представлен каталог тележек гидравлических разных производителей и в зависимости от условий работы, объема грузооборота вы можете выбрать для себя подходящий вариант на условиях, наиболее подходящих для вашего бизнеса.
Современное складское оборудование, используя высококлассный ричтрак и металлические паллеты, как показала многолетняя практика, не исключают и применение в своей работе классические варианты – деревянные поддоны и гидравлическую ручную тележку.
В наше время эволюция паллет, наверно, достигла своего финального развития, а вот вилочные тележки продолжают совершенствоваться: модели укомплектовываются встроенными датчиками и весами, обеспечивающими взвешивание грузов, появляются модели с электрическими приводами и ножничными подъемниками (оснащен ножничным специальным домкратом). Причем основа конструкции существующих тележек не изменилась, а сам подход к изготовлению и материалы для современных тележек отбираются исходя из довольно жестких требований.
Несмотря на миллион разновидностей тележек, самыми универсальными незаменимыми складскими помощниками, простыми и дешевыми, по-прежнему, являются деревянные паллеты и ручные гидравлические тележки.