История складской подъёмной техники — это процесс развития средств производства и орудий труда, предназначенных для подъёма грузов. Подъёмная техника служит для повышения эффективности труда человека и избавляет от необходимости использовать мускульную силу, расширяя возможности с помощью механизмов.
История складского оборудования является частью истории техники в целом — науки, показывающей развитие средств труда в системе общественного производства.
Гидравлические технические устройства были известны еще с глубокой древности. Например, насосы для тушения пожаров существовали ещё во времена Древней Греции. Тогда большую роль сыграли труды Архимеда- крупнейший ученый античности (родом из Сиракуз), который разрабатывал теорию рычагов, блоков, винтов и других устройств, для поднятия больших тяжестей, что способствовало развитию строительной техники в тот период.
В мануфактурный период основным двигателем механизмов было водяное (гидравлическое) колесо, но, как целостная система, включающая в себя насос, гидродвигатель и устройства распределения жидкости, гидропривод стал развиваться в последние 200—250 лет.
Одним из первых устройств, ставших прообразом гидропривода, является гидравлический пресс.
В 1795 году патент на такое устройство получил Джозеф Брама совместно с Генри Модели, и вскоре, в 1797 году первый в истории гидравлический пресс был построен.
В первых грузоподъемных устройствах с гидравлическим приводом, который появились в конце 18 века, рабочей жидкостью служила вода.
Первый подъемный кран с гидравлическим приводом был введён в эксплуатацию в Англии в 1846—1847 годах, и со второй половины XIX века гидропривод находит широкое применение в грузоподъёмных машинах.
На Руси для выполнения работ на складах применялись простейшие механизмы и приспособления: вороты, блоки, винтовые деревянные домкраты, полиспасты, а примитивными подъёмными снастями были векоши и варовые канаты.
С появлением парового двигателя и бурного развития металлургии в XIX веке, происходило активное развитие подъемного оборудования.
В настоящее время погрузочное оборудование повсеместно используются на заводах и складах, родившись из простых тракторов за годы своего развития претерпев множество изменений.
В 1906 году PennsylvaniaRailroad создала первую платформу с электроприводом для перевозки багажа и использовала ее в железнодорожных станциях. Несмотря на эту дату, началом истории штабелеров/погрузчиков все же принято считать 1917 год, когда у компании из Мичигана появилась потребность в транспортировке грузов на территории собственных заводов. Именно эта потребность привела к изобретению машины Tructractor – отца всех погрузчиков, существующих сегодня. Он представлял из себя платформу, с ручной загрузочно-погрузочной работой.
В 1920 году компания Yale, занятая в то время производством замков, внесла несколько ключевых изменений в общий дизайн Tructractor. У машины появились вилы и мачта, выходящие за пределы собственной высоты, именно ее можно считать первым настоящим штабелером.
С появлением первых складских машин, появилась потребность в определенных стандартах обработки грузов. Размер паллет, общий для всех производителей, был установлен в 1930 году. Это позволило эффективнее укладывать грузы и облегчало использование машины.
Первая и Вторая мировые войны дали значительный толчок совершенствованию устройства погрузчиков. Первый электрический подъемный механизм был разработал компанией Baker Rauch & Land и служил подъемным краном для погрузки артиллерийских снарядов.
Сразу несколько разработчиков, независимо друг от друга, занимались созданием техники для перемещения грузов, правильно сориентировавшись с ручного труда на механизированный, так как после войны ручной труд был в дефиците.
Постепенно, после войны, доля ручного труда стала снижаться и многие отрасли промышленности, имеющие большое значение, стали использовать машины.
К 1950 году возникла необходимость в более эффективных методах хранения и рациональном использовании площади. Складирование грузов стало расти вверх и сформировалась потребность в более грузоподъемных и маневренных машинах. Появилась техника, способная поднимать груз на большую высоту и передвигаться в узких проходах.
После США, в 1958 году японская компания Nippon создает первый в Японии электрический штабелер. С увеличением высоты подъема и штабелирования становится важность безопасность используемой техники.
Груз, подающий с высоты нескольких метров, мог сильно травмировать оператора, поэтому в конце 1950 года производители штабелеров стали предлагать различные варианты решетки ограждения груза и придумали защищенную кабину оператора. Эти элементы в итоге стали стандартом. Хотя число несчастных случаев и снизилось, вопрос безопасности оставался по-прежнему открытым. К 60-м годам разработкой и созданием штабелеров и ричтраков занималось сразу несколько производителей.
Конструкторы шведской компании Atlet расширили линейку складских машин и благодаря им появился штабелер с стоящим оператором.
В семидесятые годы произошли серьезные изменения в трансмиссии и двигателе. В это время активно использовались все виды топлива: газ, бензин и электричество. В 1974 году свой первый электрический погрузчик создает Toyota.
Следующим этапом эволюции складской техники стала нацеленность на эргономику. Условия работы оператора сильно влияли на его производительность и это побуждало конструкторов искать новые решения и нестандартные подходы. В стремлении максимально повысить обзор рабочей зоны, разрабатывались десятки вариантов мачт и менялось устройство кабины.
В создании погрузчиков участвовали даже медицинские работники. В период между 1988 и 1994 годами шведская компания Atletорганизовала исследовательский проект, в рамках которого изучалась эргономика складской техники, совместно с врачами. Результатом проделанной работы стал ричтрак с мини-рулем и свободно плавающий подлокотник – AtletTergo.
За счет большого количества выполняемых функций, к 90 годам штабелеры становятся распространенным складским механизмом и применим в любой отрасли человеческой деятельности.
Эволюция продолжалась, чему свидетельствует появление электрических вилочных погрузчиков, обеспечивающих снижение эксплуатационных расходов, с экологичными качественными характеристиками, чем машины с ДВС. Получают распространение двигатели переменного тока.
В настоящее время конструкторы не придумывают новых деталей, а занимаются усовершенствованием и модификацией уже придуманных узлов. Для этого различным производители складских тележек работают над созданием дизайна конструкций, внедряют варианты двигателей и трансмиссий, борются за экономичность и экологичность моделей.
Согласно эволюции и прогрессивной тенденции общества – европейским стандартам качества, погрузочная складская техника должна соответствовать сертификатам качества и безопасности, что позволит ей брать на себя большой объем работы и гарантировать безопасность оператору.